Тагино - страницы прошлого

Виртуальный музей Тагинской средней школы. Часть 1

При копировании адрес сайта указывать ОБЯЗАТЕЛЬНО

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Из истории начальной школы


Начальные народные училища 

Илья Куприянов

До середины XIX века сельское население Орловского уезда, к которому относилась и территория теперешнего Глазуновского района, было почти полностью неграмотным. Под натиском общественно-демократического движения 60-х годов в России начались реформы в области образования. После отмены крепостного права сельское духовенство и помещики, повинуясь духу времени, стали открывать начальные школы для детей своих бывших крепостных.

Утвержденное в 1864 году «Положение о начальных народных училищах» хотя и не определяло ответственных за строительство школ, но давало право обществам и частным лицам открывать начальные школы на собственные средства.

Первая (и единственная) в Орловском уезде частная сельская школа с трехлетним сроком обучения была открыта в Тагино в 1876 году по инициативе Чернышёвых-Кругликовых. Как известно, это семейство отличалось своими либеральными взглядами, и не удивительно, что оно в числе первых поддержало идею о просвещении народа. Более того, в Тагино наряду со школой была открыта и частная больница для крестьян. Средства на строительство и содержание школы и больницы выделил владелец Тагинского имения граф Евгений Иванович Чернышёв-Кругликов.

Здание Тагинской начальной школы (училища) было деревянным, крыто соломой; его общая площадь составляла 145 кв.м. В школе имелись 3 классные комнаты. (В те годы это было редким явлением, в сельских начальных школах дети разных лет обучения, как правило, занимались все вместе, в одной комнате.) Рядом было выстроено жильё для учителя.

В школе обучались дети из Тагино и Захаровки. Приём учащихся проводился в сентябре – октябре, случаи отказа были редкими, в основном, из-за малолетства или позднего обращения. После трёх лет обучения учащиеся сдавали выпускные экзамены; с теми, кто готовился к экзаменам, проводились отдельные занятия. Преподавалось светское и церковное пение – сказались семейные традиции Чернышёвых, имевших в прошлом в Тагино свой крепостной оркестр.

Учебники дети получали от графа бесплатно; им же на собственные средства была открыта школьная библиотека (более 200 книг, 49 названий).

Через 4 года после открытия училища Евгений Иванович умер, и попечителем школы стал его сын Иван Евгеньевич Чернышёв-Кругликов.

Молодой граф не только продолжил финансирование учебной деятельности, но и сам принял в ней непосредственное участие: начиная с 1876 года, он более 20 лет преподавал в школе, проводя по нескольку уроков в неделю. Основная же учебная нагрузка (30 часов в неделю) ложилась на учителя, которому граф выплачивал зарплату по 240 рублей в год.

Расходы на содержание Тагинской частной школы

В 1877 году в селе Богородском открылось двухклассное министерское училище с 5-летним сроком обучения (первые три года обучения именовались 1-м классом, 4-й и 5-й годы – 2-м классом). В нем обучали не только чтению, письму и счету, но и давали некоторые сведения по истории, географии, естествознанию. В училище имелась карта частей света, атлас, глобус, теллурий, набор геометрических тел; в школьной библиотеке насчитывалось до 240 названий книг. Учебники выдавались бесплатно. Это была неплохая по тем временам сельская школа, считавшаяся образцовой, но в неё принимали только мальчиков. Содержалась она за счёт государственной казны.

70-е годы XIX века можно считать светлым пятном в истории дореволюционной школы. В этот период в уезде, как и в губернии в целом, происходило укрепление земского самоуправления. Земства получали право на свои средства открывать в сельской местности народные училища. Первая земская школа на территории Глазуновского района была построена в Гнилуше в 1872 году, на общественные средства; Гнилушинская школа является старейшей в районе. Несколькими годами позже открылись Ловчиковская, Гремячевская, Васильевская, Сторожевская, Новополевская, Сеньковская школы.

Школы по волостям распределились неравномерно. Это было связано, прежде всего, с плотностью населения. Больше всего жителей насчитывалось в Богородской волости, где находились крупнейшие сёла Орловского уезда; здесь открылись 4 школы. Напротив, Собакинская волость имела небольшое население; тут даже в волостном центре не набиралось и 300 жителей; сельское общество нашло деньги на строительство церкви, а строить школу не посчитало нужным. Обращает на себя внимание Старополевская волость: при малочисленном населении в ней было четыре школы, причём в числе первых их построили как раз в небольших сёлах – Ловчиково и Васильевке, в каждом из которых число крестьянских дворов едва превышало 4 десятка.

Начальные школы на территории 1-го земского участка (1880 г.)

Населённые пункты

Дворов

Жителей

Школы

Церкви

Богородская волость

Гнилуша –волостное правление
Богородское (Долгоруково)
Гремячая
Тагин

 

200
214
144
256

 

1227
1237
1033
1900

 

+
+
+
+

 

+
+

+

Очкинская волость

Архангельское (Очки) – вол. правлен.
Подоляны
Сеньково
Хутор

 

100
97
174
98

 

512
734
1282
628

 



+
 

 

+
+
+
 

Собакинская волость

Архангельское (Собакино) – вол. прав.

 

51

 

284

 

 

+

Старополевская волость

Сторожевою (Старое поле) – вол. прав.
Куначь (Александровское)
Ловчиково (Богословское)
Васильевка (Шеншино)
Глебово (Никольское)
Полево (Новое поле, Петровское)

 

72
71
42
41
72
172

 

557
521
351
322
503
1165

 

+

+
+

+

 

+

+


 

Обучение в земских школах в большинстве случаев продолжалось 3 года. Школы, как правило, были однокомплектными (на 1 учителя до 50 учеников). Класс делился на три отделения (по годам обучения), все три отделения занимались в одной комнате. Земства снабжали школы наглядными пособиями, книгами для чтения, учебниками, которые выдавались детям бесплатно. Из-за скудости земского бюджета далеко не все школы получали необходимые пособия. Во всех школах Орловского уезда в 1895 году в общей сложности насчитывалось 18 глобусов, 17 карт, 9 счет, 3 разрезные азбуки, магнит, компас и микроскоп. И это во всём обширном уезде со 150-тысячным населением! Тем не менее, именно земства внесли значительный вклад в расширение сети начальных школ. В середине 70-х годов у орловского уездного земства возникла даже мысль о введении всеобщего обучения, но власти посчитали эту идею преждевременной.

Опасаясь подлинного просвещения народа, царское правительство стремилось придать ему религиозно-нравственный характер. Стесняя и ограничивая земские школы, оно стало оказывать особое покровительство церковно-приходским школам как наиболее благонадёжным. Основное внимание в них уделялось закону божьему, церковному пению, чтению религиозных книг. Первая церковно-приходская школа на территории района открылась в Ловчиково в 1873 году. В 80-е и 90-е годы в ведение Святейшего синода были переданы вновь построенные школы в Архангельском, Подоляни, Тагино.

Ловчиковская церковно-приходская школа, Старополевской волости. Открыта по желанию графа Орлова-Давыдова; находится на его земле, в отдельном здании, выстроенном им, но в собственность школы не переданном. Учащиеся: из с.Ловчикова, с.Философова, деревень Аленовки, Рыбницы, Каменки, Натальиной, Борисовки, Борзенка и др. Для учащихся из отдалённых селений есть квартира при училище, содержание учащиеся имеют своё. Учение начинается 2 октября, оканчивается 15-го мая, прием производится в течение первой половины учебного года. Бывает вечерние занятия с живущими в училище по чтению, письму и рукоделию. Ведутся отдельные подготовительные занятия со вновь поступившими учениками. Преподаётся церковное пение и рукоделие учительницею. Учебники: азбуки, Евангелие, Псалтирь, Часослов, молитвенники, священная история и разные книги нравственно-религиозного содержания для навыка в чтении. Учебники приобретаются на средства графа Орлова-Давыдова. Есть библиотека (12 названий, 58 томов).

Подолянская церковно-приходская школа была открыта в 1888 году по инициативе местного священника Дмитрия Лапина и помещицы Надежды Григорьевны Малиновской, безвозмездно отдавшей под школу здание и небольшой участок сада (7 соток). Посещали её дети из Подоляни, Озёрок, Хутора, Очек. Приём производился в течение всего года. Плата с учеников не взималась. Занятия проводились в комнате размером 4 X 10 м, где размещались 3 отделения с общим числом учащихся до 70 человек (1907 г.) Занятия проводил один учитель (из духовного сословия, окончил Орловскую духовную семинарию, затем гимназию; учебная нагрузка – 23 часа в неделю; принят на работу «без содержания»).  5 раз в неделю священник проводил уроки закона божьего. Учебниками дети не обеспечивались. Из учебных пособий в школе были лишь счёты да картины по священной истории. Зато имелась большая библиотека – более 300 книг, и все с разными названиями. Библиотеку подарила школе барыня, Надежда Григорьевна. Книги были её слабостью; по праздничным дням она устраивала в школе народные чтения, в которых участвовали как дети, так и взрослые.
(Подробнее о Подолянской школе см. страницу сайта Школа в Подоляни)

Церковно-приходская школа в Тагино  была открыта в 1899 году. Для неё на средства сельского общества было построено новое здание. Заведовал школой священник Андрей Кропотов, учителем работал Яков Боев-Жиляев, помощником учителя был Макар Шашкин. В 1902 году в школе обучалось 97 мальчиков и 7 девочек, в том же году 10 учащихся выдержали выпускные экзамены.

Церковно-приходские школы уступали земским не только в уровне учебно-образовательной работы, но и в материальном обеспечении: в то время как земские школы на содержание получали в среднем по 380 рублей в год, церковно-приходские – всего лишь по 45 рублей, причем десятую часть этих средств взимали с учащихся. (Сравните с финансированием частной школы.) Церковно-приходские школы не обеспечивались учебными пособиями: в 1895 году во всём уезде имелись в единственном экземпляре карта России, географический атлас, глобус и счеты, только картины по священной истории были практически повсеместно.

В сельской местности существовал ещё один вид школ – школы грамоты (грамотности). Обучение в них продолжалось 1 – 2 зимы и ограничивалось заучиванием молитв, начатками чтения, письма, реже счёта. Школы грамоты в 80-х – 90-х годах были открыты в Куначе, Новом Хуторе, Глазуново, Ловчиково, Сеньково, Архангельском, Собакино. Первоначально они находились в ведении различных ведомств, а с 1891 года были переданы Синоду. Эти школы были недолговечны, иногда они закрывались, просуществовав всего лишь несколько зим.

Школа грамотности в селе Богословском, что в Ловчикове (для девочек). Открыта 14 сентября 1877 г., содержалась на средства попечителя графа С.В. Орлова-Давыдова, в особом здании,  устроенном графом. Наблюдатель и законоучитель – благочинный Алексей Остров, учителями девицы из крестьян – Королёва и Дмитриева. В 1886-87 уч. году в школе обучалось 30 девочек. Признана лучшей школой грамоты в уезде.

В приходе села  Архангельского, что на Очках, в феврале 1887 г. на средства крестьян открылись сразу три школы

  • церковно-приходская – в селе Архангельском. Располагалась в здании, построенном на средства общества, ассигнованные в помощь пострадавшим от неурожая. Учащиеся: из Архангельской слободы, Александровского хутора, д. Щербатовой, д. Масловой. Приём ежегодно в течение всего учебного года. Учебники высылались отделением епархиального училищного совета. Библиотеки не было. Законоучителем и учителем был местный священник Георгиевский, помощником – псаломщик. В 1886-87 уч. году обучалось 30 мальчиков;
  • школа грамотности – в сельце Александровке, учителем – крестьянин, обучалось 13 мальчиков; 
  • школы грамотности – в деревне Александровке, учителем – отставной солдат, обучалось 14 мальчиков.
    Школы грамотности располагались в домах крестьян.

Учебный год во всех сельских школах длился 125 – 150 дней. Занятия начинались в октябре, после окончания полевых работ, и прекращались ранней весной; на детские плечи с детства ложилась тяжелая ноша крестьянского труда. Но даже в этих условиях, в убогих дореволюционных школах обучалось незначительное число крестьянских детей. Так, в 1907 году в Орловском уезде из 14300 детей школьного возраста посещали школу лишь 5700. Сельское население было в основной своей массе неграмотным, особенно ужасающим было положение женщин. Характерными являются статистические данные за 1892 год:

  • в Богородском (Верхняя Слобода, Нижняя Слобода и Зарека), где кроме мужского училища к этому времени открылась ещё одна, земская, школа; из 650 мужчин умели читать и писать 174 (27%), из 714 женщин не было ни одной грамотной;
    посещали школу 42 мальчика и 1 девочка;
  • в Тагино, где также работали две школы (одна – в Верхнем Бобрике, другая – в Нижней Поляне); из 1180 мужчин насчитывалось 153 грамотных (13%) и 22 полуграмотных (2%), из 1170 женщин лишь трое могли с трудом читать;
    обучалось в школе 26 детей, среди которых не было ни одной девочки.

Однако и 15 лет спустя положение дел в образовании мало в чём изменилось. Даже в Подолянской школе, считавшейся наиболее благополучной на 1-м земском участке, девочек обучалось намного меньше, чем мальчиков. (См. табл.)

Школы

Число учащихся

Мальчиков

Девочек

Подолянская

70

56

14

Тагинская

110

108

2

Хуторо-Подолянская

75

75

0

Значительную часть крестьянских детей по разным причинам не принимали в школу, чаще всего это объясняли недостатком учебных мест, но и те, кто поступал, редко ее заканчивали. Большинство учащихся ходило в школу 1 – 2 зимы. Дети вынуждены были оставаться дома из-за недостатка теплой одежды и обуви, либо родители отдавали их «в заработки». В 1894 - 1895 учебном году в 1-й класс Тагинской школы поступило 42 ученика, выбыло за год 20. Это считалось неплохим показателем. В среднем начальную школу оканчивало 7 – 10 процентов учащихся (церковно-приходскую - 5 процентов), причем половина из них не выдерживала выпускных экзаменов. Однако и этой незначительной части крестьянских детей дорога в средние учебные заведения была практически закрыта, прежде всего, из-за несоответствия программ.

Ликвидация неграмотности

После победы Октябрьской революции Советское правительство поставило первоначальную задачу – в кратчайший срок ликвидировать массовую неграмотность. На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918 – 1919 годах, организация народного образования была перестроена на новых социалистических началах: все школы стали общенародными, введено бесплатное и совместное обучение детей обоего пола, школа отделялась от церкви, отменялись физические наказания. Новая школа формировалась на основе демократических принципов. «Положение о единой трудовой школе РСФСР» предусматривало создание органов самоуправления – школьных советов, состоявших из школьных работников, родителей и учащихся старших групп. Намечено было также обеспечить всех учащихся бесплатными горячими завтраками и систематическим медицинским наблюдением.

Становление советской школы проходило в трудных условиях гражданской войны и военной интервенции. В результате хозяйственной разрухи чрезвычайно слабой была материальная база школ. Учебных пособий фактически не было, старые пришли в негодность, а выпуск новых еще не был налажен. Остро не хватало бумаги, карандашей, учебников, сельхозинвентаря. Школьные здания не знали капитального ремонта с 1914 года. В уезде не доставало подготовленных педкадров, лишь два учителя имели высокую квалификацию. Из-за нехватки государственных средств школы содержались за счёт самообложения населения и дополнительного налога. В 1922 году в Орловском уезде на народное образование планировалось собрать 150 тыс. пудов хлеба, однако неурожайные 1920 – 1922 годы еще больше осложнили обстановку. Четвёртая часть школ не работала.

Число учащихся в сельских начальных школах

Учитель нищал, голодал, всеми забытый. В ряде мест работники школ, лишённые материальной поддержки, отказывались приступать к занятиям. Это в свою очередь вызывало недовольство крестьян: «Учительше помоги, ремонт сделай, учебники купи, а она всё равно не работает, на сходку даже не приходит, ребята не учатся». Уездное начальство реагировало «по-революционному» решительно, в отчете о деятельности Орловского УОНО за 1922 год говорилось: «В Богородской волости свили гнездо сторонники эсеро-меньшевистского лагеря. Несмотря на то, что школы отремонтированы, к занятиям не приступили, требуя полной расплаты по задолженности и залога в зарплате на будущее время. Отдел народного образования вынужден был обратиться за содействием в ГПУ и освободить крестьянство от паразитирующей силы».

Допускались ошибки и в подборе кадров. Нередко в руководящие органы проникали случайные люди. В том же отчете работа некоторых волостных исполкомов характеризовалась как «тихий саботаж». В докладах с мест «словесная трескотня» заменяла практические дела. Так, заведующий Очкинским волоно «повествовал о своих подвигах по народному образованию, докладывал о необычайном расцвете в текущем году, в действительности же на 1 ноября ни одна школа не начала занятий, школы полностью разрушены. Очкинский волисполком школьные сады и огороды сдал в аренду крестьянам и ничего не сделал для просвещения». Старополевский волисполком критиковался за свою пассивность в изыскании средств на ремонт школ и покупку инвентаря. Следует отметить, что и в самом уездном отделе народного образования царила полная неразбериха. Штаты отдела росли из года в год, но работой никто по-настоящему не руководил, образовательный процесс шёл стихийно. Инспектура и контроль были отменены как «явление вредное», указания руководства на местах чаще всего игнорировались. В начале 1922 года в отделе работали 64 человека. Уездный съезд Советов, состоявшийся летом 1922 года, сократил штат УОНО до 25 человек, хотя центром оплачивалась работа всего 14 сотрудников; но даже мизерные суммы, приходящие из центра, не выдавались на зарплату, так как из-за отсутствия учёта толком не знали, кто из работающих является официальным служащим.

В результате эффективных мер, принятых правительством, были устранены многие недостатки в работе органов народного образования. Не имея возможности полностью провести развернутую кампанию по ликвидации безграмотности за счет государства, партия большевиков привлекла к работе большие силы общественности. Выступая на III съезде комсомола в 1920 году, В. И. Ленин указывал, что одна из основных задач Союза молодежи состоит в том, чтобы, вооружившись знаниями, помочь тем, кто сам не может высвободиться из тьмы безграмотности. По заданию комсомола в сёла прибыли культармейцы. Они проводили занятия с теми, кто уже вышел из школьного возраста. Большое внимание уделялось ликвидации безграмотности среди мужчин призывного возраста. Тысячи людей обучались на ликпунктах и в школах ликбеза. По сей день жители Тагино с теплотой вспоминают культармейку Юдину Любовь Васильевну, возглавившую на селе поход за знаниями. Десятки подобных имен могут назвать жители района.

В 1921 году в Орле был открыт высший педагогический институт, с 1924 года начали работать курсы по переподготовке педкадров. К 1925–1926 учебному году в Орловском уезде почти все учащиеся получили учебники. В следующем году в основном ликвидировали неграмотность молодежи в возрасте 16 – 20 лет. К 1934 году на Орловщине было осуществлено всеобщее начальное обучение, а с 1939 года начался переход на обязательное семилетнее образование.


Литература

  1. Прибавление к "Церковным ведомостям", издаваемым при Святейшем правительствующем Синоде. – №37, 1889
  2. Народное образование в Орловском уезде. – Орёл: Издательство Уисполкома, 1923.

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Друзья сайта