Тагино - страницы прошлого

Виртуальный музей Тагинской средней школы. Часть 1

При копировании адрес сайта указывать ОБЯЗАТЕЛЬНО

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Школа в Подоляни


Школа в Подоляни

Илья Куприянов

В 1889 году в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (№ 37), издававшихся Святейшим Синодом, была напечатана заметка «Из с. Подоляны, Орловского уезда», в которой упоминается имя А.И. Малиновского:

«Из церковно-приходских школ Орловского уезда наибольшее внимание может остановить на себе школа, устроенная в с. Подоляны. В этом селе, несмотря на значительное крестьянское население, до 1888 г. не существовало никакой школы, вследствие чего население нашей местности было почти сплошь безграмотное, и возникновение здесь школы было встречено крестьянами с особенным сочувствием. Для школы на средства г-на Малиновского, местного помещика, было выстроено светлое и весьма просторное здание, которое имеет пять больших комнат и вполне приспособлено для учебного заведения. Преподавание русского языка и арифметики поручено лицу, окончившему курс в духовной семинарии, а закона Божия – местному священнику. Дело сразу пошло очень хорошо, теперь ученики поют уже разные молитвы в церкви, что производит особенно хорошее впечатление на крестьян. Г-н Малиновский постоянно заботится о школе: он и отапливает, и освещает её, и доставляет бесплатный стол учителю, получающему небольшое жалованье. Школа эта пользуется таким уважением, что в неё отдают своих детей даже некоторые из раскольников, не говоря уже о том, что там учатся дети из соседних сел и деревень». (Перепечатано из № 78-го "Орловского вестника").

В дополнение к этому сообщению в одном из следующих номеров издания (№49) были напечатаны уточнения, присланные самим Малиновским:

«Попечительницею школы состоит владелица с. Подолян, Надежда Григорьевна Малиновская, рожденная княжна Долгорукая. Возникновение школы в селе Подолянах произошло при следующих обстоятельствах. В феврале 1888 года на должность настоятеля Подолянской церкви был посвящён молодой дьякон [Дмитрий Лапин] из г. Малоархангельска[1], занимавшийся там деятельно обучением детей в местных училищах. Этому новому приходскому священнику удалось на первых же порах убедить крестьян подолянских в необходимости содействовать открытию церковно-приходской школы, и 14 сентября того же года состоялся приговор общества о назначении 150 рублей в год на жалованье учителю. Так как при этом о. настоятель принял на себя безвозмездное преподавание Закона Божия, а г-жа Малиновская предоставила для школы и учителя часть бывшего господского дома, отчасти к тому приспособленную, обязавшись отапливать это помещение и содержать при нём сторожа, то Орловский епархиальный училищный совет с своей стороны дал деньги на устройство недостающей классной мебели [30 руб.] и снабдил школу учебными пособиями.

Такими образом, школа была открыта 6-го ноября 1888 года и учителем в неё был определён окончивший курс духовной семинарии воспитанник [Павел Гражданский], на обязанности коего лежало, конечно, обучение детей грамоте и другим предметам установленного преподавания, но преподавание Закона Божия, а равно руководительство всем школьным делом оставалось на о. настоятеле приходской церкви.

Число мальчиков, поступивших в эту школу при самом открытии, было около 65, но при окончании учебного года подвергались установленным испытаниям 55 учеников. В числе их были три мальчика, не приписанные к с. Подолянам... Чтобы дать возможность по крайней мере своим прихожанам пользоваться этою школою, независимо от того, есть ли у них родственники на селе, к которым бы можно было поместить на время учения детей, а вместе с тем, чтобы облегчить подолянскому обществу, малочисленному и малосильному вообще, уплату такого сбора, как 150 р. в год (что составляет по 60 к. с каждого душевого надела) на жалованье учителю, о. настоятель в настоящее время склоняет остальные два общества своего прихода к участию в этом сборе и устраивает приют для поступающих из отдалённых деревень учеников, пользуясь к тому свободными комнатами в доме, где помещается школа, и незанятой половиной церковной сторожки, которая лет 15 назад была пристроена г-жою Малиновскою именно с целью помещения в ней школы. Как поможет Бог установить это новое дело – покажет время; но, по всем вероятностям, для упрочения его потребуются новые жертвы, новые вспомоществования от училищного совета и, во всяком случае, не мало хлопот и труда.

Что касается церковного пения учеников, то в этом отношении предстоит не мало труда и хлопот вновь назначенному училищным советом на нынешний учебный год учителю. При всём желании мальчиков участвовать своим пением в церковном богослужении, они до сих пор ещё очень мало к тому подготовлены; при этом им очень трудно подладиться под напевы 80-ти летнего псаломщика, который служит при церкви с самого её освящения, ещё недавно обладал превосходным баритоном и постоянно поражает не только любителей, но и знатоков музыкантов своим исполнением старинных распевов. Рядом с таким пением исполнение учениками школы некоторых молитв в церкви не может удовлетворить прихожан, привыкших за десятки лет к иному ладу[2]. Вообще при малочисленности церковного причта (настоятель и один псаломщик) весьма желательно, чтобы церковно-приходская школа помогала ему в отправлении богослужения, как пением, так и чтением; цель эта имеется в виду и к достижению её сделаны первые шаги. В частности несколько учеников уже настолько хорошо читают по-славянски, что могут помогать старику-псаломщику при чтении часов и шестопсалмия. Не подлежит никакому сомнению, что такое участие детей в церковном богослужении производить особенно хорошее впечатление на их родителей и родственников, привлекая в храм Божий, под сению которого дети обучаются, а потому будем уповать, что под этою святою сению наша молодая школа окрепнет и разрастётся, выполняя все намеченные задачи и достигая неуклонно своего главного, прямого назначения».

При школе, в церковной сторожке, священником было устроено общежитие, в котором проживало до 20 учеников, пользовавшихся пищею от попечительницы школы г-жи Малиновской. Следует отметить, что в те годы общежития при сельских школах уезда были редкостью. «Орловские епархиальные ведомости» в 1891 году писали:

общежитие в церковной сторожке, с. Подолянь

В 1893/94 учебном году Епархиальный училищный совет признал Подолянскую школу одной из лучших в уезде. "Особенным усердием, пытностью, тактом и успехом отличался учитель школы Н. Сперанский", - отмечалось в отчётном докладе. В "отрадном свете" упоминался законоучитель о.Ф. Соколов.

В 1887 году при Орловском кафедральном соборе было учреждено Православное Петропавловское Братство, одной из уставных целей которого являлось духовное просвещение народа. В 1893 г. Братство постановило снабдить церковно-приходские школы библиотечками, открыть при школах бесплатные читальни, организовать по воскресным и праздничным дням народные чтения. Из-за ограниченности средств поставляемые Братством библиотечки были более чем скромными; в ряде школ расходы по устройству читален брали на себя попечители.

Из отчёта о состоянии церковно-приходских школ в Орловской епархии за 1893/94 учеб. год: "Орловский уезд. В библиотеку школы села Подолян приобретено попечительницею г-жою Малиновской на свои средства 265 названий книг. Имеется также библиотека при школе с.Дмитровского, а в остальных школах имеются книги для внеклассного чтения, пожертвованные Братством... Были чтения с туманными картинами в школе при Троицко-Васильевской городской церкви и в школе с.Подолян".

По поводу народных чтений «Орловские епархиальные ведомости» писали: "Как показал опыт, воскресные и праздничные чтения при школах развиваются туго: посетителями их являются главным образом дети, да и те не всегда охотно и усердно; что же касается взрослых, то их всегда и везде бывает на чтениях и в читальнях мало: частию по недосугу, частию по другим, неизвестным Братству, причинам".

волшебный фонарь для демонстрации туманных картинок

Чтобы сделать чтения привлекательными для посетителей, Малиновская приобрела "волшебный фонарь" для демонстрации "туманных картинок". В проекционный фонарь вставлялись стеклянные пластины с изображениями, которые проецировались на стену через линзу, создавая «туманные картины». Свет давала маленькая горелка, дым отводился через специальную трубу. Живая речь, с которой обращался учитель или священник к собравшемуся в школе народу, была понятна каждому, особенно когда это «живое слово» сопровождалось картинами. 

В 1894 году Училищный совет при Святейшем Синоде "за особое усердие и ревность в деле благоустроения местных церковно-приходских школ" наградил Н.Г. Малиновскую книгой "Библия".

 


Примечание

[1]↑Дмитрий Лапин — дьякон Вознесенского собора гор. Малоархангельска, в 1888 году рукоположен в священники в село Подоляны Орловского узда. Умер в 1892 г.

[2]↑Ксенофонт Бунин, псаломщик Богоявленской церкви села Подоляны Орловского узда, умер в 1890 г.

 

Источники

  1. Прибавлениях к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем правительствующем синоде. 1889, №37, 49

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Друзья сайта