|
Из воспоминаний Арсеньева Николая СергеевичаИз воспоминаний Арсеньева Николая Сергеевича Илья Куприянов В подолянском доме Малиновских была хорошая библиотека. Бывавший у Малиновских писатель Н.С. Арсеньев в статье "О духовной и религиозной традиции русской семьи" писал: "Помню старинную библиотеку графов Чернышевых в имении моей тёти Надежды Григорьевны Малиновской, рожд. кн. Долгорукой (ее мать была рожденная граф. Чернышёва) в имении Подоляны в южной части Орловской губернии. Старинные ореховые шкапчики в библиотечной комнате с зелёными тенями кленовых листьев, скользившими по полу. Эти шкапчики были полны сокровищами: первые издания английских писателей начала 19-го века. Были здесь отдельные томики первого издания Байроновского Child Harold, выходившего отдельными песнями, начиная с 1816 года, со старинными виньетками в классическом стиле: урны, разбитыя колоны, обвитыя плющом, жертвенник с пылающим огнем, венки, лиры. Были в этой библиотеке и Lollah Book Томаса Мура (индийская повесть в стихах) и, конечно, старые издания Вальтер Скота с гравюрами, английские историки (Гиббоне, Маколей), экономисты, романисты, романтические поэты, Шекспир - также в старинных изданиях - которые читались с увлечением владельцами этих библиотек. Помню, ранней весной я 16-летним мальчиком уходил с томиком поэм Томаса Мура читать под огромным старым дубом над обрывом".
Николай Сергеевич Арсеньев (1888-1977) - русский религиозный философ, культуролог, писатель. Родился 16 мая 1888 года в Стокгольме в семье дипломата. Но детство и юность будущего мыслителя прошли в России. Родители определили сына в Московский Императорский лицей им. Цесаревича Николая (Катковский лицей). Хотя лицей считался закрытым заведением, в котором воспитанники постоянно проживали в пансионате, но многие лицеисты были "приходящими", т.е. жили дома. В их числе был и Николай Арсеньев; годы учёбы в лицее, а затем и в университете он провёл в московском доме своего деда Василия Сергеевича Арсеньева. Бабушка Николая, Наталья Юрьевна Арсеньева, урожденная княгиня Долгорукая, приходилась двоюродной сестрой Надежде Григорьевне Малиновской. Каникулы Николай обычно проводил в имении Красное Новосильского уезда, но иногда подолгу гостил у Малиновских в Подоляни. С детства Николая Арсеньева окружали люди, которые славились своими богатыми духовными традициями, свято хранили память о прошлом. И совсем неудивительно, что интерес к русской истории, русской культуре зародился у будущего религиозного мыслителя и поэта уже в раннем детстве. В 1910 году Н.С. Арсеньев окончил историко-филологический факультет Московского университета. Стажировался в университетах Германии. В 1912 г. оставлен при кафедре западноевропейской литературы Московского университета. В период Первой мировой войны, под влиянием сильных патриотических чувств, Арсеньев пытался пойти добровольцем в действующую армию, однако был забракован из-за плохого зрения. Направлен на северо-западный фронт в качестве уполномоченного Красного Креста. По политическим взглядам был близок к правому крылу октябристов, с энтузиазмом встретил& Февральскую революцию, поддерживал Временное правительство. В 1918 году Н.С. Арсеньев был избран профессором Саратовского университета. В 1919 году был дважды арестован. Опасаясь очередного ареста, в марте 1920 года нелегально перешёл польскую границу. После недолгого пребывания в Варшаве и Берлине обосновался в Кёнигсберге. До 1944 года был профессором Кёнигсбергского университета, преподавал русскую литературу и богословие. Выступал с лекциями в Русском научно-исследовательском институте и в Религиозно-философской академии в Берлине. С 1924 года - доктор философии. Одновременно в 1926-1938 гг. занимал должность профессора православного богословского факультета Варшавского университета. В 1945-1947 годах жил в Париже, затем переехал в США, с 1948 — профессор Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке, читал лекции по истории церкви в Монреальском университете. Общественный и политический деятель русского зарубежья, активный сторонник экуменизма - движения за сближение и объединение различных христианских конфессий. Перу Н.С. Арсеньева принадлежат 28 книг и сотни статей, проникнутых мыслями о судьбе России, о её возрождении, о её вкладе в духовную сокровищницу человечества. * * * В 1917-1918 гг. усадьба Малиновских, как и большинство помещичьих усадеб, была разгромлена, захвачены не только инвентарь, но вся богатая обстановка барского дома, включая большую библиотеку; разобраны до фундамента все жилые и нежилые постройки. Та же история повторяется и в наши дни: колхозная собственность, ставшая в одночасье «ничейной», подверглась опустошительным погромам. Прошло 100 лет, а мы всё те же...
Источники
|
|